О проекте

Инновационный проект (кликните для показа/скрытия)

Инновационный проект

Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений

 

Сроки реализации: 2017– 2020

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений.

Основными направлениями и методами работы гимназии в рамках модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений являются:

1.Просветительская деятельность, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности:

Являясь ассоциированной школой ЮНЕСКО, наша гимназия основной упор делает на обучении, как жить вместе, несмотря на барьеры, созданные различиями в поле, национальности, языке, религии личности, в экономической и социальной системе государства; на постижении разнообразия и богатства различных культур для формирования современного мировоззрения на основе духовной связи народов и поколений.

В гимназии создан волонтёрский отряд «Чуткие сердца», который обучен способам и принципам  оказания первой помощи. Совместно учителем медицинской подготовки Микульской А. И. волонтёры  проводят большую работу по формированию понятий о ценностях жизни и бережного отношения к своему здоровью. Ежегодно в октябре и марте члены отряда проводят семинары-тренинги «Экстремальная ситуация. Первая помощь» для учащихся гимназии. На занятиях ребята знакомятся с историей создания международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принципами оказания первой неотложной помощи, проводят практические занятия, с целью формирования у подрастающего поколения правильного отношения к своему здоровью, будущему своей страны.

В гимназии уже не первый год действует отряд Юных инспекторов движения, которым руководит педагог-организатор Заброцкая А.В. В течение учебного года учащиеся 1-4-х классов посещают Центр изучения правил дорожного движения на базе ГУО «Средняя школа № 217 г. Минска», Центр пожарной безопасности.

2. Охранно-профилактическая деятельность:

Экологическое воспитание в гимназии ставит своей целью формирование бережного отношения обучающихся к окружающей среде, воспитание у гимназистов экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности. 

В течение учебного года гимназисты, члены общественных организаций принимают участие в многочисленных акциях по наведению порядка «Дом, в котором я живу», «Сделаем наш город чистым», «День Земли» и др.

Члены ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» принимают активное участие в районных мероприятиях по наведению порядка в Парке 60-летия Октября, приуроченном Дню рождения Фрунзенского района г. Минска, районной акции по благоустройству территории Центра детей и молодежи «Эврика», городских субботниках совместно с жилищно - эксплуатационными службами по уборке и благоустройству территории района.

Традиционно участие членов ОО «БРСМ», ОО «БРПО», учащихся 1 – 11 классов в акции по сбору макулатуры «Бумага, сдавайся!» в рамках акции «Помоги родине!».

В рамках новогодних мероприятий в гимназии проходит выставка декоративно-прикладного творчества «Новогодний экспресс», где представляются работы из вторичного материала. Большая работа в гимназии ведется по привлечению учащихся гимназии воспитанию экологической грамотности. С этой целью посещаются Музей природы и экологии Республики Беларусь, Центральный ботанический сад, организуются экскурсии в Березинский биосферный заповедник и др.

Одним из ежегодных значимых мероприятий в рамках экологического воспитания стало проведение Дня Земли, участие в международном экологическом проекте «ЕСОS» и Международной акции под эгидой ООН «Посади миллион деревьев».

3. Социально значимая деятельность, возрождение традиций благотворительности и милосердияявляется важнейшим направлением в формировании нравственных ценностных компетенций всех учащихся гимназии. Мы учим наших учащихся проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Быть неравнодушным и дарить тепло своей души – одна из важнейших задач нравственного воспитании.  Данное направление реализуется посредством проведения акций:

  • «Собери портфель первокласснику» (помощь детям, состоящим в категории СОП, малообеспеченным детям реализуется на уровне гимназии);
  • «Дом, в котором я живу» (благоустройство парка им. 60-летия Октября, два раза в год, совместно с ЦДОДиМ «Эврика»);
  • «Скорая помощь книге» (реализуется на каникулах на уровне гимназии);
  • «Чистый класс», «Зелёный двор» (реализуется в гимназии);
  • для ветеранов ВОВ, для пожилых людей (акция «Чистая квартира»);
  • для детей-инвалидов, детей-сирот (совместная деятельность с СПЦ Фрунзенского района, ГУО «Детский Дом № 5 г. Минска», Белорусским обществом Красного Креста. Актив ОО «БРПО», ПО ОО «БРСМ», отряд «Чуткие сердца» организует в гимназии сбор канцтоваров, игрушек, одежды для детей-сирот, а также готовит театрализованную программу в рамках акций «Рождественский подарок другу» и «Карандаш»);
  • для младших школьников (шефство над младшими школьниками);
  • для района и города (акция «Дом, в котором я живу»);

для животных (изготовление кормушек, сотрудничество с обществом защиты животных «Эгида»).

Благотворительная, волонтёрская деятельность объединяет ребят перед проблемами других людей, пробуждает в них сочувствие и сострадание, учит быть неравнодушными к чужой беде, формирует активную социальную позицию и стремление сделать мир лучше и добрее

4. Информационно-рекламная деятельность:

 - создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов и фото, кино-видеосюжетов;

 - организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.;

 - организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.

Все мероприятия характеризуются нравственной, гражданско-патриотической направленностью, являются традиционными для гимназии, предполагают обязательное проведение рекламной компании по информированию и привлечению заинтересованных ребят, издание фотоотчётов и отражение в гимназической газете «Ветер перемен».

 


Программа инновационной деятельности«Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» государственного учреждения образования «Гимназия № 32 г. Минска»


Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта в 2017/2018 учебном году. (кликните для показа/скрытия)

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений».

Руководитель инновационного проекта: Киселева Елена Александровна, директор государственного учреждения образования «Гимназия №32 г. Минска»

Консультанты проекта: Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»; Захожая Нина Николаевна, начальник управления координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социально-педагогической и психологической служб ГУО «Минский городской институт развития образования».

 

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта в 2017/2018 учебном году.

           Работа осуществлялась в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011г. №251         «Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования», программой инновационной деятельности и календарным планом на 2017/2018 учебный год, направлена на решение задач, поставленных на реализацию данного этапа проекта.

           В соответствии с темой, целью и задачами проекта была разработана стратегия и тактика организации инновационной деятельности. Информационно-аналитическая и рефлексивная деятельность позволяли при необходимости оперативно корректировать календарные планы.

         В ходе реализации программы и планов проекта проведены мероприятия, основанные на структурных компонентах качества: содержательно-целевом, ресурсном, организационно-управленческом. Все спланированные мероприятия были направлены на решение поставленных задач.

     Работа с учащимися организовывалась через индивидуально-групповую форму, творческую, художественную деятельность, через проведение праздников, волонтерских акций, через организацию выставок, участие в социальных и образовательных проектах, концертных программах.

     В соответствии с календарным планом реализации инновационного проекта на 2017/2018 учебный год, изучены нормативные правовые документы, научно-методическая литература по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, эффективный опыт организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь. Разработана локальная документация, определяющая основные направления инновационной деятельности.

      Подобран и создан пакет диагностического инструментария по теме инновации, проведена диагностика уровня готовности педагогических работников гимназии к осуществлению инновационной деятельности, мониторинг уровня воспитанности учащихся. Организован постоянно действующий семинар «Эффективные пути и способы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся», осуществлялось содействие самообразованию и повышению квалификации педагогов, участников инновационной деятельности. Проведены обучающие занятия по вопросам волонтерской деятельности для различных категорий участников проекта.

       Открыты и функционируют волонтерские объединения по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся (студия «Планета», руководитель Жингель О.А.). В системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений с использованием подхода «Равный обучает равного» работают волонтерские отряды («Чуткие сердца», руководитель Микульская А.И., «Спадчына», руководитель Калугина А.П., «Милосердие», руководитель Жингель О.А., «Зеленый стиль», руководитель Поташ О.И.).

     С целью расширения сети партнёрских контактов в рамках инновационной деятельности налажено сотрудничество с филологическим факультетом БГПУ им. М. Танка, ОО «Союз писателей Республики Беларусь», журналом «Вясёлка». Идет работа над созданием банка методических разработок, планов-конспектов обучающих занятий по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся, волонтерских социальных проектов и акций, положений о проведении волонтерских мероприятий.

     На основе созданной модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений разработан и апробирован ряд воспитательных и образовательных мероприятий.

 

Мероприятие

Целевая группа

Время проведения

Акция

«Волонтер – это звучит гордо!»

Учащиеся

5-11 классов

Сентябрь 2017

Акция

«Мы выбираем помощь!»

Учащиеся

8-9 классов

Октябрь 2017

Акция

«День Веры, Надежды, Любви»

Учащиеся

4-11 классов

Октябрь 2017

Конкурс поделок из природных материалов «Природные фантазии»

Учащиеся

6-7 классов

Октябрь 2017

Акция «Перезимуем вместе»

Учащиеся

3,7 классов

Ноябрь 2017

Благотворительная акция «Рождественский подарок другу»

Учащиеся

1-11 классов, педагоги гимназии

Декабрь 2017

Благотворительная акция «Чудеса под Рождество»

 

Учащиеся

5-11 классов

Декабрь 2017

Участие в городском открытом благотворительном фестивале

«Рождественские встречи»

Учащиеся

8-10 классов

Декабрь 2017

Акция «Бумага, сдавайся»

Учащиеся

1-11 классов

Декабрь 2017,

Апрель 2018

Организация и проведение республиканского фестиваля-конкурса творчества с международным участием «ARTPLANETA»

Учащиеся

8-11 классов

Январь 2018

Акция «Покормим пернатых вместе!»

Учащиеся

5-9 классов

Январь 2018

Встреча учащихся гимназии со студентами филологического факультета БГУ

Учащиеся

8-11 классов

Февраль 2018

Благотворительный показ спектакля «Жить вместе» на филологическом факультете БГУ

Учащиеся

8-11 классов

Февраль 2018

Выставка «Мой любимый домашний питомец»

Учащиеся

7-8 классов

Февраль 2018

Организация праздничного концерта, приуроченного ко Дню белорусской милиции совместно с Фрунзенским г. Минска департаментом отдела охраны МВД Республики Беларусь

Учащиеся

5-11 классов

Март 2018

Организация и проведение республиканского театрального фестиваля-конкурса «ARTPLANETA»

Учащиеся

8-11 классов

Март 2018

Экологический турнир «Следом за флорой. Мир природы и мы в нем»

Учащиеся

6-7 классов

Март 2018

Участие в республиканском конкурсе пионерских агитбригад

«Зажги костер добра»

Учащиеся

5 классов

Апрель 2018

Участие в благотворительной акции, направленной на помощь бездомным животным, совместно с Фрунзенским РК ОО «БРСМ» и волонтерами «Доброе сердце»

Учащиеся

8-9 классов

Апрель 2018

Организация и проведение районного этапа республиканского конкурса «Миссия жить»

Учащиеся

8-10 классов

Апрель 2018

Участие в республиканском конкурсе пионерских агитбригад

«Зажги костер добра»

Учащиеся

5 классов

Апрель 2018

Участие в благотворительной акции, направленной на помощь бездомным животным, совместно с Фрунзенским РК ОО «БРСМ» и волонтерами «Доброе сердце»

Учащиеся

8-9 классов

Апрель 2018

Организация и проведение районного этапа республиканского конкурса «Миссия жить»

Учащиеся

8-10 классов

Апрель 2018

Акция «Чистый двор»

Учащиеся

5-11 классов

Май 2018

Круглый стол с активистами волонтерского движения гимназии, подведение итогов работы

Учащиеся

5-11 классов

Май 2018

 

В целом можно констатировать, что мероприятия календарно-тематического плана инновационной деятельности соответствовали цели и содержанию данного этапа реализации инновационного проекта, обеспечили его результативность.

Результаты инновационной деятельности

Результатами реализации инновационного проекта можно считать следующие позиции:

  • программа и календарный план инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год выполнены в полном объеме;
  • начата работа по созданию социально-воспитательной среды в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся на основе имеющейся в наличии и реализуемой в практической деятельности нормативной правовой базы, локальных актов;
  • обеспечивается эффективное использование кадровых ресурсов, их рост и постоянное развитие через систему непрерывного повышения квалификации (2 педагогических работника, участника инновационной деятельности повысили квалификационную категорию со II на I).;
  • наметилась тенденция в изменении мотивов инновационной деятельности педагогов (увеличение мотивации личной самореализации с 25% до 31%);
  • наметилась положительная динамика в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений. (По результатам проведенной в сентябре 2017г. диагностики уровня воспитанности были выявлены классные коллективы (5 «В», 6 «А», 6 «Б», 7 «Г», 8 «В», 9 «А», 9 «Г» классы) со средним уровнем по шкале «нравственность», «доброта и отзывчивость», «честность и справедливость», «коллективизм, чувство товарищества». Повторный мониторинг среди учащихся гимназии, который был организован и проведен в апреле-мае 2017/2018 учебного года, показал, что у участников, осуществляющих инициативы-проекты обозначился рост по ряду показателей: “нравственность”, “доброта и отзывчивость” и “коллективизм, чувство товарищества”.);
  • в рамках инновационного проекта повысился уровень взаимодействия с законными представителями учащихся. С участием законных представителей было проведено:

- лекторий «Нравственные ценности детей»;

-дискуссия «Педагогическая культура родителей, как условие успешного развития личности ребенка»;

- тренинг для потенциальных родителей –волонтеров «Развитие коммуникативных умений»;

-гостиная «Нравственные ценности семьи как ориентиры воспитания»;

- тренинг «Родительский университет или учиться никогда не поздно»;

-Неделя семьи.

  • произошло расширение сети партнерских контактов в рамках инновационной деятельности (налажено сотрудничество с филологическим факультетом БГПУ им. М. Танка, ОО «Союз писателей Республики Беларусь», журналом «Вясёлка»);
  • повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности участников проекта (в рамках активизации творческой деятельности и создания условий для реализации творческого потенциала талантливых детей и молодёжи, обмена профессиональным опытом, расширения взаимодействия и сотрудничества организаций культуры и творческих коллективов, а также сохранения и развития культурного наследия Республики Беларуси был разработан фестивальный проект “ART PLANETA”; было организовано и проведено два творческих фестиваля; в мероприятиях приняли участие 400 воспитанников творческих коллективов и студий со всей Республики Беларусь);
  • повышение профессиональных компетенций педагогов, участников проекта через внедрение эффективных методов, форм, технологий в процессе нравственного воспитания учащихся (проведение декады педагогического мастерства «Приемы и методы формирования и развития культуры личности учащегося гимназии», март 2018г., педагогический совет «Развитие и формирование культурной среды гимназии как основы социализации учащихся»).

         Полученные результаты соответствуют поставленной цели, задачам, заявленным критериям и показателям, что свидетельствует о правильном прогнозе определения организационно-управленческих механизмов.

       Однако анализ результативности показал, что тенденция в изменении мотивов инновационной деятельности педагогов, участников проекта обусловлена как повышением, так и частичным снижением мотивации к инновационной деятельности к концу отчетного периода, что произошло вследствие снижения активности участия в волонтерском движении учащихся 9 «А», 9 «Г» классов, в связи с предэкзаменационным периодом. На основе аналитики будут скорректированы планы работы с учащимися по формированию нравственных ценностных ориентаций через подход «Равный обучает равного». В план работы на 2018/2019 учебный год будут внесены вопросы повышения квалификации педагогов, участников проекта в учреждениях образования взрослых по тематике инновации.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Созданы организационно управленческие и методические условия для формирования, обобщения и трансляции педагогического опыта участников инновационной деятельности.

Об успешности реализации инновационной деятельности свидетельствует сформированность первичного инновационного опыта, который был представлен педагогами на: заседании постоянно-действующего семинара «Эффективные пути и способы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся», педагогическом совете«Развитие и формирование культурной среды гимназии как основы социализации учащихся», на заседаниях методических объединений гимназии.

В рамках работы инновационного проекта педагогом-организатором Жингель О.А. был представлен опыт работы в различных направлениях:

  1. обобщение опыта педагогической деятельности «Модель формирования нравственных ценностных ориентаций подростков» (премия Мосгорисполкома, 2017 год).
  2. мастер-класс по теме «Режиссура праздников и постановка сценического номер. Активизация творческого потенциала участников городского проекта «Пионерия.by. Планета патриота» ( выступление: «Особенности постановки сценического номера для пионерского коллектива: агитбригада и визитная карточка»)
  3. проведение практических занятий в ГУО «Минский городской институт развития образования» по теме «Секреты педагогической режиссуры. Артистизм в процессе педагогического общения».

Педагоги, реализующие инновационный проект приняли участие в работе:

презентации первого электронного обучающего терминала «Правила безопасного поведения», разработанного и произведенного в рамках реализации проекта «Профилактика детского травматизма», финансируемого Правительством Российской Федерации и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) (ноябрь, 2017г., на базе ГУО «Гимназия №32 г. Минска», директор Киселева Е.А., зам. директора по учебной работе Ю.В. Держицкая, зам. директора по воспитательной работе О.В. Кандруцкая);

тематического семинара-совещания для руководителей и педагогических работников учреждений образования Витебской, Минской областей и г. Минска, реализующих данный проект (декабрь, 2017 г. на базе Витебского областного института развития образования, заместитель директора по учебной работе Ю.В. Держицкая);

Национального форума «Семья XXIвека» (декабрь, 2017г., Национальная библиотека Беларуси, учитель белорусского языка и литературы Калугина А.П., доклад «Современные формы и методы партнерского взаимодействия с семьей в условиях учреждения образования»);

Международного образовательного форума ПМОФ2018 «Социальное партнерство в образовании: новые решения» (март, 2018 г. на базе ГБОУ « Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга, зав. библиотекой В.И.Триушенко, библиотекарь И.Э.Липень);

Республиканского фестиваля-конкурса творчества «ARTPLANETA» при участии ОО «Союз писателей Беларуси» и поддержке Минского городского института развития образования (март, 2018г., авторы и организаторы - учитель белорусского языка и литературы Калугина А.П., педагог организатор-Жингель О.А.);

Всемирной акции по проверке грамотности Тотальный диктант (апрель, 2018г., помощь в организации акции, сотрудничество с Фондом поддержки языковой культуры граждан, учитель русского языка и литературы Кузнецова Д.М.).

Команда участников инновационной деятельности видит большой образовательный потенциал в опыте, который формируется в рамках реализации инновационного проекта.

 

Меню раздела
Контактная информация
Адрес гимназии: 220082, ул. Данилы Сердича, 26
Телефон: 317 64 27
Факс: 317 64 27
Адрес электронной почты: gymn32@minsk.edu.by
C днем рождения!

Поздравляем с днем рождения в сентябре: