Рекомендации психолога

    Ваш ребенок – пятиклассник!

     Уважаемые мамы и папы!

     Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего будущего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы. 

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

     Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

    Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Психологами отмечены основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

     - Очень много разных учителей.

    - Непривычное расписание (новый режим).

    - Проблемы со старшеклассниками.

     - Возросший темп работы

     - Другие нормы оценок.

     - Новые, непривычные требования к оформлению работ и т. д..

     Успешность адаптации ребенка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Помощь детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Важно соблюдать режим дня.

    Уделяйте внимание, и поддерживайте своего ребенка.

     

    Рекомендации родителям пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено:

    Каким же образом мы, родители, можем помочь своим детям?

    1. Прежде всего, необходимо создание положительной эмоциональной атмосферы в доме. Ребенок должен чувствовать, что его ждут, им интересуются, что его дела важны.
    2. Будьте внимательны к настроению ребенка. Важно дать ему возможность выразить все свои эмоции и чувства. Ему важно ваше понимание и поддержка.
    3. В период адаптации пятиклассников к школьной жизни очень важно не принуждать детей работать на оценку, тем самым провоцируя страхи и неуверенность в своих силах.
    4. Не старайтесь отдавать ребенка в различные секции и кружки.
    5. Развивайте умения смотреть на себя со стороны, совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки.
    6. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора способов и источников информации, обучите работать с ними.

    ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ!

     - Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

    - Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

    - Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Вы принимаете его таким, каков он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

    - Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

    - Не скупитесь на ласку, мотивируя это тем, что ребенок уже большой. Это заблуждение!

    - Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

    - Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

     - Дайте понять ребенку следующее:  «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».

     Успехов Вам!

     Больше веры в себя и возможности своего ребенка!

     Рекомендации родителям первоклассников:

    1 класс и адаптация к школе

    Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

    • личностных особенностей ребёнка;
    • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
    • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

    Признаки успешной адаптации к школе

    Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

    Признаки дезадаптации

    Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

    Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

    Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

    • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
    • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

    Как помочь ребенку?

    • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
    • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
    • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
    • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
    • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
    • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

    И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

    15 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ



    1) Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

    Не подгоняйте его с утра и не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

    2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

    3) Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать. Убедитесь, что ребёнок попил достаточно воды.

    4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

    5) Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте «на потом», выслушайте, это не займёт много времени.

    6) Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам. Лучше всего здесь использовать «активное слушание».

    7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат ребёнка. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.

    8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2–3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 до 17.00. Занятия вечерами бесполезны, ребёнку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Завтра придётся всё начинать сначала.

    9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Во время таких переменок важно, чтобы ребёнок встал и подвигался, размялся.

    10) Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка «над душой», дайте возможность ему поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («у тебя всё получится», «вот молодец», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если пока не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

    11) В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…»

    Такая формулировка объясняет ребёнку определённую последовательность событий. Когда произойдёт событие «Y» , тогда произойдёт событие «X» . Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать».

    12) И, конечно, наше любимое королевское правило: найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, компьютер, телефон, телевизор и общение с другими членами семьи. Это время я называю «Время разума, души и тела». В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Делайте в это время с ребёнком именно то, что интересно ему.

    13) Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности в учёбе.

    14) Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и тому подобное.

    15) Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.

    Памятка родителям по профилактике суицида

     Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

     Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

    Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

    Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

    Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

    • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
    • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
    • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
    • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
    • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
    • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
    • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
    • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
    • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
    • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
    • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
    • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

     

    Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию.

    1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

    2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

    3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

    4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

    5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

     Важно соблюдать следующие правила:

    -будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

    - будьте терпеливы;

    - не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

    - не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

    - не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

    «Ты не можешь убить себя, потому что...;

    - делайте все от вас зависящее.

    И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

    Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку выбрать профессию?

         К моменту, когда встает проблема выбора, в 15-17 лет, молодые люди имеют очень смутные представления о себе, они еще мало в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о различных специальностях, чаще всего их представления поверхностны. В этом возрасте их больше занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не будущая работа, которая кажется мифически далекой.                                                   

         Получается, что один из самых важных выборов в своей жизни молодые люди делают, руководствуясь случайными обстоятельствами, иногда значимыми, но не имеющими никакого отношения к грамотному выбору профессии. Родители могут позаботиться о том, чтобы ребенок был достаточно взрослым к моменту выбора. Ощущал свою независимость в делах, мыслях, поступках. И действовал исходя из внутренних убеждений и критериев, а  не опираясь на внешние. Чтобы имел сформированные идеалы, знал к чему будет стремиться. Был способен принимать решения самостоятельно. Спокойно и позитивно относился к  своему будущему. Для этого нужно быть всего лишь достаточно хорошими родителями, слушать и слышать своего ребенка, любить его. 

         Во-вторых, мамы и папы могут создать условия для того, чтобы ребенок узнал свои способности и ограничения. Смог попробовать различные занятия, понял, что ему нравится делать, что у него хорошо получается, а что нет. Часто приходится слышать от родителей, что им надоело, когда ребенок постоянно бросает кружки, дополнительные занятия. Они хотят, чтобы он с малых лет выбрал себе путь и планомерно двигался к определенной цели. Но это ошибка. Cлишком велик соблазн идти по пути наименьшего сопротивления, заниматься преимущественно тем, что хорошо получается. В результате может получиться так, что имея отличные успехи в математике, ребенок может оказаться слаб физически или совершенно не сведущ в литературе. Еще хуже, если он окажется не приспособлен к социальным контактам со сверстниками, и у него возникнут проблемы в общении. Поэтому здорово, если ребенок во многом себя пробует – и спорт, и музыка, и живопись. Ходит в туристический походы и в литературный или биологический кружок. И не стоит огорчаться, если сын или дочь начинает чем-то заниматься, а через год бросает и переключается на другое. Ведь в этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.  Единственным условием должно быть прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если музыка или танцы, то от разучивания танца или музыкального произведения к концерту. Это важно, потому что человек должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины. Ребенку необходимо пройти хотя бы один полный цикл обучения определенному делу,  чтобы отличить отсутствие желание заниматься именно этой работой, от отсутствия желания вообще прикладывать какие-либо усилия. Работа с психологом помогает подросткам заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот как это происходит. 

        Психологические тренинги помогают  подросткам обрести готовность к выбору профессии. Дети участвуют в специально смоделированных коммуникативных и ролевых играх. Это позволяет им настроиться на самопознание, увидеть  свои личностные особенности, получить доступ к своим желаниям, поверить в то, что можно добиться намеченных целей, если захотеть. Во время упражнений ребята могут не только узнать о себе новое, но и улучшить свои навыки взаимодействия с другими людьми, понять свои ошибки и исправить их.  Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности. Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда учиться играть второстепенную роль. Пробовать договариваться в конфликтной ситуации. Планировать и реализовывать свои проекты. Создавать нечто новое, искать внутри себя творчество. 

         И в результате мы можем увидеть:

    •    Способен ли подросток отвечать за свои поступки? 

    •    Какую позицию он чаще всего занимает в группе, как общается с окружающими?

    •    Насколько  он склонен к самоорганизации, может контролировать свои желания и чувства? 

    •    Есть ли у него организаторские, лидерские, творческие способности? 

    •    Какова его работоспособность в различных условиях? 

        Специальные диагностические методики позволяют выявить способности, интересы, склонности участника. Узнать его особенности мышления, памяти, внимания. Получить представление о  его эмоционально-волевой системе, личностных качествах. Такое сочетание методов позволяет проверять данные тестов непосредственно наблюдением за поведением ребенка в группе и составлять более объективный портрет его личности. Кроме того, тут же сверять его с представлением самого человека о себе. А после этого самому подростку становится намного понятнее, какая деятельность будет для него наиболее подходящей.  

         Подводя итог, следует отметить, что для того, чтобы сделать правильный выбор, человек должен хорошо знать:

    •    чем он хочет заниматься, что ему нравится делать

    •    какими способностями он обладает, что он может делать 

    •    и насколько та профессия, которой он предполагает заниматься востребована на рынке труда.  Все это можно понять, только опытным путем, участвуя в тренингах, пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.

Меню раздела
Контактная информация
Адрес гимназии: 220082, ул. Данилы Сердича, 26
Телефон: 317 64 27
Факс: 317 64 27