Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы у детей и подростков
Побеги, уходы, бродяжничество, прогулы у детей и подростков
« Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…»
Надин де Ротшильд
За последние годы все чаще дети начали убегать из дома. Побег из дома - это форма протестного поведения детей, особенно подросткового возраста. Содержанием же является эмоциональное неблагополучие ребенка. Побег из дома - это всегда попытка бегства от проблемы, это всегда крик о помощи... Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один - два дня в поисках новых впечатлений и приключений. Наиболее часто сами подростки называют такие причины: родители уже «достали», все хотят контролировать (около 50%); боязнь наказания за проступок (около 25%); потребность обратить на себя внимание (около 20%); скука и тоска (около 5%).
По классификации побегов детей, предложенной А.Е. Личко, причинами побегов являются: мотивированные – желание избавиться от родительской опеки (45%), импульсивные - в случаях жестокого обращения (26%), демонстративные - привлечь внимание (20%), побеги любителей экстрима – желание получить всплеск эмоций (7%).
Желание избавиться от опеки и контроля взрослых наиболее характерно для 12—15-летних. Обычно на побег толкает не страх перед взрослыми, а желание освободиться от надзора. В этом случае подростки могут убежать достаточно далеко, для них важно не быть обнаруженными. Опека родителей (воспитателей) воспринимается подростками как контроль и подавление. И в таком случае побег из дома — это попытка жить по своим правилам и «со своим личным шкафом, куда никто не залезает». Потребность в личном пространстве естественна для взрослеющего и взрослого человека.
Поведенческая реакция подростка в виде уходов из дома, побегов из дома может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники, или уход из дома после серьёзного конфликта в семье). Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. В психологии уход - форма психологической защиты, при которой человек неосознанно избегает психотравмирующей ситуации . Своего рода «страусиная политика». Действительно, уход из ситуации дает временное облегчение, но при этом довольно часто остаются нереализованными стратегические цели и не удовлетворены существенные потребности и желания, что является поводом для последующих глубоких душевных переживаний.
Иногда у детей наблюдается нарушение способности планомерно мыслить, выстраивать логические выводы. Как следствие - неумение конструктивно решать споры, выходить из конфликтных ситуаций. Дети более агрессивны, часто стремятся обвинить окружающих, не желают признать свою вину. Один из травмирующих и опасных периодов в становлении личности – переходный возраст. Внешне все кажется вроде безмятежным и благополучным. И вот наступает критический момент - ребенок хочет покинуть дом, почувствовать себя взрослым. Задача родителей, воспитателей, педагогов, психологов социальных педагогов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т.е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к учителю, позвонить родителям, написать заявление в милицию - в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам - во второй, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей). У подростков с акцентуированными чертами характера психологически понятная причина, как правило, есть, но степень реагирования подростка не соответствует силе воздействия психической травматизации. Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер (безнадзорность, низкий социальный статус семьи, депривация - неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия). Реакции ухода возникают у акцентуированных личностей как обдуманные с предварительной подготовкой и продумыванием деталей побега (планируемые – как реакция эмансипации или демонстративная реакция) или импунитивные (совершенные под воздействием момента в состоянии выраженного аффекта без обдумывания и подготовки). У астеничных (детей быстро утомляемых, раздражительных, склонных к депрессиям и ипохондрии), эмоционально-лабильных (склонных к резкой смене настроения в зависимости от ситуации), сенситивных (повышенно впечатлительных, боязливых, с обостренным чувством собственной неполноценности) реакции ухода могут быть проявлением пассивного протеста (сверхценное переживание обиды или страх перед наказанием); у гипертимных (постоянно находящихся в приподнятом настроении, с повышенной психической активностью с тенденцией размениваться и не доводить дело до конца) и аффективно-возбудимых - выступать как реакция эмансипации, желание "пожить свободной жизнью"; у шизоидных (отгороженных, замкнутых, эмоционально холодных) как реакция избегания общения; у истероидных (склонных к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству) - как демонстративная реакция с целью привлечения внимания; у неустойчивых (склонных поддаваться чужому влиянию, ищущих новых впечатлений, поверхностно общительных) - как проявление сенсорной жажды (потребности в получении новых ощущений – желание увидеть, услышать, попробовать, прочувствовать что-то новое), повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений психического инфантилизма - "детскости в поведении и суждениях" 3 (уходы из школы от регламентированного режима, требований, некритичность к своим поступкам).
Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) - мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. Страсть к бродяжничеству или дромомания (от греческого "дромос" – путь, бег) – это непреодолимое желание человека, во что бы то ни стало покинуть свой дом. Причем такие люди не имеют какого-либо адресата или маршрута. Человек, страдающий этой болезнью, может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. В таком состоянии человек никогда не думает о последствиях такого шага. Причем больной с легкостью расстается со своими родными и близкими, а также деятельностью, которой он занимался. Немотивированные уходы - это патология, возникает в рамках каких-либо психических расстройств.
Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.
К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает "погулять", и гуляет несколько дней.. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу -дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы). Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии).
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные
состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:
легкая:
• не более чем на 7 дней 1 раз в месяц
• ночное посещение клубов, попрошайничество, регулярные школьные прогулы
• критика частичная, нет противоправных действий
• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяц
• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках
• противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность,
без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития,
формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости тяжёлая
• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев
• асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания,
агрессивность
• невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических
заболеваниях.
Что могут делать родители (педагоги), чтобы предупредить
ситуацию уходов и побегов подростков из дома?
1. Принятие факта, что подросток - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она
хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить
ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа "как я сказал, так и будет" можно с почестями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие "капризы" подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы подростка была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему "крышу" для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что- то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и
полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ - это гораздо лучше, чем "беспризорный" досуг.
5. Старайтесь принимать любые откровения подростка как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: "Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят. Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз?
Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему подростку было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Если случаи побега участились, лучше всего обратиться к психологу , который не первый год работает с детьми и подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом. Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.
Один из лучших семейных центров находится по адресу:
Чеботарева 6 а. 8 (029)367-32-32, 8 (017)318-32-19